|
||
|
Курилка Для немотоциклетных разговоров, и всего того, для чего раздела не нашлось. |
|
Параметри теми | Параметри перегляду |
![]() |
#1 | ||||
Злой паласатый мух
Реєстрація: 06.01.2012
Повідомлення: 4.615
Транспорт: Tmax 2002, з двигуном 2011 та інжектором
Звідки: Україна, Київ, Оболонь
Подякував: 301
Отримав 710 подяк у 552 повідомленнях
|
![]()
... или когда электрику нечем заняться. :)
Есть у меня друг - Толик. Толик работает в одном силовом ведомстве, отлично ловит преступников... но с техникой не дружит... ![]() ![]() ![]() Так случилось и в этот раз. Позвонил Толик, и поведал мне, что кум ему подарил детский электро-мотоцикл, который до этого ходил по рукам знакомых и родственников. Мотоцикл, спустя стольких смен владельцев, естественно нерабочий. Надо что-то сделать. У Толика малые дети подрастают, старшенький уже как раз в правильной возрастной категории - ему 4 года! ![]() ![]() ![]() Мотоцикл оказался трайком, о чем тут же сообщил Толику, и объяснил в чем собственно разница. ![]() Далее, было вскрытие пациента, во время которой, помимо чудес китайской инженерной мысли, выявлены следы небрежного обращения. ![]() ![]() В батарейном отсеке нашел чью-то заначку... ![]() ![]() Почистил все обгоревшее, промыл выключатели, нашел новый динамик. Все работает. А чего ему не работать, если он простой как 5 копеек. Тестовый заезд выявил, что АКБ хватает всего минут на 20, или где-то 800 метров пути - АКБ дохлый. Оно не удивительно, т.к. зарядное устройство - простой блок питания на 7V - никакой стабилизации, батарея под конец зарядки просто кипит, есть следы вытекания электролита. Какой же он тяжелый, гад! Особенно когда несешь его назад в руках. ![]() Все началось невинно - я начал искать в инете новый АКБ, и наткнулся на статью, где некий рукастый папа, сделал из электромобильчика конфетку. Причем, он не ограничился электрикой, а еще и переделал ходовую, поставил музыку, поставил указатели поворота, сделал фары ближний/дальний свет... Вобщем, развлекся хлопец по полной. http://radioskot.ru/forum/17-3753-1 Правда машинка там была покруче, с дистанционкой и пр.. Я уже был хорошо под пивом, возьми и ляпни "Подумаешь! Я тоже так могу!" ![]() ![]() Вобщем, решили ограничиться бюджетным вариантом апгрейда: докупаем еще один моторчик (конструкция в данном случае предусматривала возможность двух моторов), покупаем батарею - самую большую, что влезет в аккумуляторный отсек, и сделаем ШИМ-регулятор оборотов двигателя: сильнее нажал - быстрее поехал. Ну и нормальное зарядное... Сосватал АИДУ: http://aida.prom.ua/p196470-zaryadno...ticheskoe.html . Получив деньги на материалы и выпроводив гостя домой, отправился спать. Утром проснулся с двумя мыслями: "лучше б я умер вчера" и "за базар надо отвечать". ![]() С другой стороны, не ни разу не наврал, ничего архисложного нет. А времени у безработного - море! ![]() Купил мотор-редуктор и батарею в инет-магазине "Маша-Даша" http://masha-dasha.com.ua/. У них довольно большой выбор всего - в этом плане они просто находка! Можно было конечно взять тоже самое в Китае, но ждать долго и не на много дешевле выходит, а Национальная Почта КНР, батареи и вовсе люто ненавидит - уже несколько раз обжегся, покупая на Али... ![]() Есть несколько нюансов. Вопервых, я взял АКБ на 12v 12Ah (похож на УПСовый...), а моторчик тут на 6v, второй взял тоже на 6v и принял решение - подключить их последовательно, переделываю схему на 12v. Отсюда вытекает второй нюанс: редукторы, и особенно моторчики должны быть одинаковые! Случилось так, что мне сначала отправили не тот моторчик, но без проблем его поменяли на то что надо (при этом сами оплатили дорогу туда и обратно - за это отдельный респект, так поступают далеко не все магазины!), особенно после того, как я выслал менеджеру фотки того, что мне нужно. Но на пересылке туда-сюда потерял пару дней... А меж тем, я втянулся, и интересная задача в очередной раз лишила меня покоя и сна!... ![]() Выломал все перегородки в аккумуляторном отсеке - прикрутил АКБ. ![]() Доработал "приборку", употребив на это валявшийся уже лет 5, цифровой вольтметр! ![]() ![]() ![]() Кстати, еще один довод, что у китайцев все стандартизировано, это то, что пищалка-гуделка на 12V себя отлично чувствует, даже динамик не стал работать громче. На очереди ШИМ. Я пожадничал покупать готовое решение в виде блока плавного старта в том же магазине за 180грн. Во первых, посчитал, что это дорого, а бюджет не резиновый. Во вторых, блок плавного старта у них не подразумевает регулировки: замкнув контакт, блок просто за 2-5 секунды раскрутит двигатель от 0 до 100% мощности... ![]() С одной стороны - переделка минимальная... Но с другой - все таки полумера, а мы не ищем легких путей. ![]() Нагуглил в инете схемку простейшего ШИМ-регулятора: ![]() На столько просто, что даже моих скромных познаний в электронике, оказалось достаточно, чтобы понять как оно работает. А собрать - и вовсе плевое дело. Микросхема К561ТЛ1 - скопирована еще при совках с импортного аналога 4093BP, представляет собой "мелкую логику". Имеет рабочее напряжение 3-15V, то что надо в наших условиях. Оказалось, есть у меня такая, еще со времен школы, когда я ходил в радио-кружок! ![]() ![]() Для тех, кто понимает о чем идет речь, это 4 элемента 2И-НЕ с триггерами Шмитта на входах. Я, например, понимаю очень приблизительно... Я электрик, а не электронщик. ![]() Вместо полевого транзистора (по буржуйски - MOSFET) IRFZ46N решил применить IRF3205, он более мощный, а малое сопротивление открытого канала (RDS(ON) = 0,008 Ом.) позволяет использовать его без радиатора при коммутации тока до 10…12 А. Такого под рукой не оказалось, предстоял поход на радио-рынок... ![]() Вместо отечественного КД213А, решил поставить диод шоттки MBR10100 (10A, 100V), просто потому что был под рукой. Диод как раз и нужен для гашения ЭДС - чтобы полевику не стало плохо там. Все остальные элементы у меня были, причем для поверхностного монтажа (SMD), куски фольгированного текстолита есть. Не было только правильного транзистора и переменника на 220к. Тут как раз мне по делу пришлось проезжать мимо "Караваевых дач", где и был куплен транзистор за 15 грн, а переменник за 10 грн! ![]() При том, что у меня есть хлорное железо, лазерный принтер, и мелованная бумага, т.е. метод изготовления печатных плат методом ЛУТ мне вполне доступен, лень все таки победила, и плату я изготовил простым процарапыванием. Благо, схема простая, как 5 копеек. На все про все ушло часа 2 времени. ![]() Призадумался, куда засунуть переменник... Дело в том, что он вращается на 270 градусов, при том, что педалька крутится го силы на 45 градусов... Пока думал, приехал нужный мотор-редуктор. Старый редуктор я открыл, вымыл старую китайскую смазку, которая высохла до состояния пластилина, и нормально пересмазал литолом. Работать он стал гораздо тише, хотя и не так хорошо и плавно как новый. Ну, ничего удивительно, с износом ничего не поделаешь, но еще походит, никуда не денется. Новый редуктор оказался правильно смазан, ничего с ним делать не стал. Подрезал пластик на корпусе трайка (усилил пластинкой тонкое место) и поставил два редуктора, все собрал, проверил работу ШИМ-регулятора, все плавно регулируется. ![]() Блин, ну куда ж засунуть переменник???!!! ![]() Стал рыть в инете... КАКОГО ЧЕРТА???? У нас мотоцикл (ну ладно - трайк), или где???? Какая педалька??? У мотоцикла должна быть ручка газа!!! ![]() К сожалению, уже не могу найти ту ссылку, но идею почерпнул на форуме строителей электро велосипедов/мопедов... Там один тип, разобрал древний CD-ROM, выковырял из него пару шестеренок, которые стояли на выдвигание "подставочки для кофе", и собственно из них и сделал ручку газа! ![]() О! А это идея! Этого добра у нас валом! Тут же был безжалостно раскурочен старый привод... Впрочем, он уже и раньше был донором запчастей, так что все равно он был не рабочий... Правильные шестеренки нашлись! Рукоятка трайка, с помошью ВД-40 и какой-то матери, была снята. Далее, с помощью бормашинки и наждачного валика для нее, немного расширена изнутри, пока не стала свободно крутиться на руле. Большая шестеренка была приклеена к рукоятке, малая - надета на переменник... С помощью подручных средств родилось ЭТО! ![]() ![]() Винт, на котором сидит возвратная пружина, является еще и ограничителем хода ручки, дабы детки не свернули переменнику башку... ![]() Это моя гордость! ![]() ![]() ![]() И вот, я его собрал... ![]() ![]() Педальку, дабы не пропадать добру, приспособил под электро-тормоз, задействовал для этого обычное автомобильное 5-контактное реле. За одно впихнул красный светодиод в бутафорию стопа: тормоз, хуле! За компанию - белый светодиод в бутафорию фары... Блин, может в него поворотники засунуть? Реле поворотов где-то валяется ненужное c Tmax-a... ![]() Идею электро-тормоза взял с троллейбуса. Кстати, я, в конце 90-х, полтора года проработал слесарем-электриком в киевском троллейбусном депо №2. ![]() Мой "водитель" на этих выходных остался в Вышгороде, а "водитель" Толика - в селе с бабушкой, потому тест-драйв пока пришлось отложить. Сделаю видео при первой же возможности... Такая вот забавная штука - электротранспорт! ![]()
__________________
Это «ж-ж-ж-ж» — неспроста! (с) Винни-Пух |
||||
![]() |
![]() |
Параметри теми | |
Параметри перегляду | |
|
|